понедельник, 13 августа 2012 г.

Злые и добрые травы


Священные растения (злые и добрые травы)

Разрыв-трава зацветёт в лесу,
А плакун-трава обронит слезу,
Одолень-трава одолеет боль
И вернёт, и вернёт любовь.

Считалось, что при желании растениям можно было придать не только добрую, но и злую силу. "Я разрою сыру землю в темном лесе глубоко, накопаю злакоренья и на реченьку пойду". Священные растения используют при совершении обрядов: купальницей устилают баню в Иванову ночь, крапиву вывешивают на окно от нечистой силы, из березы, барвинка плетут венки.
Когда цветут кукушкины-башмачки
Плакун-трава всем травам Мати
Волшебный цветок папоротника

В былые времена целебная сила трав была хорошо известна, о них создано немало легенд и сказаний. В пору дохристианской древности Руси некоторые представления наших предков-славян на природу были гармоничнее, теснее связаны с природой и человеком. Так, наша 'мать сыра земля' была в представлении славян женою Неба-Сварога. 'Земля сотворена, яко человек... вместо власов былие имать', - говорится в одном сочинении древнего русского автора. Былие, или травы являлись, таким образом, волосами великой праматери богов.

Лечением травами занимались особые знахарки-зеленщики. Рассказывают, что все они пошли от первого знахаря. По старинному простонародному сказанию, происхождение которого бесследно затерялось, жил-был на свете первый знахарь. С малолетства прислушивался он к голосу и шелесту трав и листьев, так как был наделен от природы редкостными способностьями. Мог слышать шепот Матери сырой земли, которая по народному слову, ради нас, своих детей, зелий всяких народила и злак всякий напоила". Общение с нею сделало для него явными все ее тайны, и стал он всеведующим".

Выстроил он себе на лесной полянке келью, уединился от людей, всего себя отдав изученью целебных свойств растений. Но слух про него дошел и до самого бедного калики перехожего, и до царского двора. Никому не было отказа, всех провожал он от себя с добрым советом, каждому давал подмогу, пускаючи в дело только одни добрые травы, созданные на пользу страждущему люду. Лечил всех первый знахарь без всякой платы.

Зная это, очень старался подлезть к нему нечистый, дабы совратить с пути истины. Но не прельщают знахаря -отшельника ни богатство, ни власть, по-прежнему трудится он на пользу человеческому люду, не внимая злым наветам. Годы шли за годами; седеть начал, стариться добрый знахарь. Подкралась к нему самому общему целителю, и беспомощная дряхлость. И нашел нечистый подход. В обмен на бессмертную душу черт обещал знахарю открыть секрет вечной молодости. Действительно по заключению договора первый знахарь омолодился и с той поры стал он брать с людей деньги за свое лечение. Научил его нечистый использовать недобрые, злые травы, которые вырастали из разбрасываемых дьяволом по ветру семян.

Вскорости злые дела знахаря перевесили его дела добрые. Ангел-хранитель и Сама Богородица молили его отступиться от злых дел, но не внял он их молитвам. Тогда Господь послал за ним Ангела смерти, но Дьявол опередил Ангела и душа первого знахаря оказалась в аду. Понятно, что нечистый сдержал свое слово. В котле со смолой, замешанной на злых травах, непрестанно мучается первый знахарь, сохраняя при этом вечную молодость.

Только один день в году на Светлый день Пасхи прекращаются его страдания. Тогда отправляется первый знахарь на землю, где, как и прежде, слушает он голоса трав, рассказывающих ему свои секреты. Хотя он остается невидимым, но некоторые особенно опытные знахари выходят по его следу и тоже стараются слушать голоса трав, дабы обучиться древнему искусству лечения.

Впрочем, в более поздние времена вопрос о связях знахарей-зеленщиков с нечистой силой решается несколько иначе. Главное отличие всякого знахаря-зелейника, равно и вообще всякого знахаря от колдуна заключается в том, что колдун действует всегда тайно, скрывая от людей свои способности, тогда как знахарь открыто творит, обыкновенно призывая к себе силы небесные, используя чудодейственную силу молитвы и крестного знамения.

Между прочим, и добрые травы собирать без специальной молитвы нельзя. Прежде чем сорвать траву, полагается трижды произнести такие слова: 'Господи, благослови! И ты, мать сыра земля, благослови траву сию сорвати! Ты ее уродила для человека по всякому подобию, а человеку на пользу: для того тебя и беру; от земли трава, от Бога лекарство. Аминь'.

Легенды о папоротниковом цвете
В славянской мифологии цветок папоротника или кочедыжник, разрыв трава, перунов огнецвет, жар-цвет наделяется магическими свойствами. Кочедыжник - то же, что и папоротник, цветущий только под Иванову ночь. Не знающему особых слов человеку не увидеть его цвета...

Разрыв-трава (спрыг-трава, прыгун или скакун-трава, расковник) - листья имеют форму крестиков, цвет подобен огню, способен ломать все металлические связи, может погубить человека... Извеcтна она еще под именем ключ-травы. "Есть такая трава редкая, зовется прыгун-скакун или разрыв-трава. Найти ее не всякий может, а если найдет, сможет разрушать железо, медь и серебро на мелкие кусочки". В русских поверьях чудесное средство, разрушающее всевозможные запоры и узы, а также позволяющее овладевать кладами. Предания о разрыв-траве перекликаются с легендами о цветке папоротника, распускающемся в ночь на Ивана Купалу. Если косить траву в Иванову ночь и коса сломается, значит, она наткнулась на разрыв-траву. Камнеломка (разрыв-трава) - ломающая, раздвигающая камни.

Дербенник иволистный, или плакун-трава
На Руси всегда с уважением относились к плакун-траве. Знахари использовали ее в своих заговорах, а простые люди старались иметь в своем доме как оберег от несчастий и болезней. Его так же называют дикий василек, и дубняк, и побережник, и кровавица, и верба-трава. Некоторые относят имя Плакун к Иван-чаю, другие - к зверобою, третьи - к диким василькам. В народе плакун-траву еще называют ревень-кой. Корень ревеньки помогает хорошо плавать, смиряет и подчиняет нечистых духов, открывает клады. Это чудесное растение известно по старинным преданиям. В "Голубиной книге" рассказывается, что оно выросло из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа...

Сон-трава - народное название для разных трав. В зависимости от названия, возникли поверья, сказания, песни и даже обряды. Ныне Сон-траву кладут на ночь под подушку, и следующие сны считают пророческими. В германских сказаниях Эдды под голову Брунгильды положена Сон-трава, и Брунгильда вскоре от того заснула. В малорусских песнях встречается Сон-трава довольно часто. В Печерском Патерике бес в виде воина ходит по церкви и бросает в ленивых монахов цветы, и к кому цветок пристанет, на того находит сонливость, и он удаляется из церкви.

Известен один поэтический малорусский народный рассказ о Сон-траве и его злой мачехе - рассказ, сходный с древнегреческим гомерическим сказанием о Деметре. (см. "Легенды о Сон-траве")

Очаровательная и нежная белая кувшинка - не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства (см. "Легенды о кувшинке"). А этот священный цветок буддизма удивляет ученых всего мира...(см. "Лотос - священный цветок")

Цветы ромашки от многих болезней целебны. Они красоту волосам и лицу придают. Что цветок сулит, то и сбывается: "Любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет". Девясил - те, кто прибегал к помощи этой травы, обретал девять волшебных сил и долгие годы был здоров, весел, удачлив.

Колдовство растений, цветов и трав
В древности люди придавали большое значение растениям и травам. Растения для людей были священы и им поклонялись. Некоторые растения и деревья стали символами, талисманами и оберегами.

"Отвяжись, худая трава".
"Нет таких трав, чтобы узнать чужой нрав".
"Пока травка подрастает, много воды утечёт".
"Молодо-зелено".

Комментариев нет :

Отправить комментарий