суббота, 13 октября 2012 г.

Троица: обряды и травы

Праздник Троицы берет свое начало от Ветхозаветного праздника Пятидесятницы, и даже еще раньше - от языческих праздников. В христианстве Троица является одним из двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Все эти великие праздники созданы в честь земной жизни Иисуса Христа и его матери - Богородицы. Праздник Святой Троицы считается по дате праздника Пасхи, от которой отсчитывается 49 дней, это количество кратно числу дней в неделе - семи, поэтому Троица выпадает всегда по Воскресеньям.
Перед вознесением на небо Христос обещал своим ученикам-апостолам, что на них снизойдет Святой Дух. Это и случилось через 10 дней после Вознесения, ученики овладели всеми языками, чтобы проповедовать христианство по всему миру. Праздник Троица знаменует не только сошествие Святого Духа, но и присутствие в этом действии воли Небесного Творца и Его сына Христа.

У российских и украинских православных христиан на праздник Троицы существует ритуальный обычай украшать свои дома, жилье, церкви и даже дворы и дворовые пристройки живой зеленью. Чаще всего это веники с листвой - березовые, липовые и кленовые, всевозможные ароматные травы, полевые цветы.

Приметы и обряды Зеленой недели:

Этот праздник у крестьян был связан с кучей примет и обрядов. Главной приметой считалось, что до Троицы все должны были отсеяться и прекратить посадку в огородах. Так как после Троицы очень часто устанавливалась сухая жаркая погода, и что ни посади - уже не принималось, земля становилась сухой. Троица была для крестьян своеобразным переходом от посевной к уборочной. И первое, что начинали делать после Троицы - готовиться к сенокосу. Но прежде совершали ритуальные обряды, привлекающие дожди.

Чтобы спасти огороды и поля от засухи, крестьяне следовали традиции, уходившей корнями в язычество. Собираясь в храм, люди составляли из трав и цветов букеты, предварительно оплакивая их. Этот обычай заставлял их поверить в то, что орошенные слезами травы, принесенные в храм, смогут выпросить у бога необходимый полям дождь. Березовые ветви втыкались в землю, и три дня нельзя было их убирать, как и зелень в избе. Крестьяне по листьям березы определяли, какое будет лето: если березка быстро увядала и листья засыхали, то лето будет сухим. Если веточки оставались до последнего дня живыми, то лето может быть сырым и неудачным для заготовки сена.

Для украшения избы помимо почти всех деревьев традиционно применяли березу. А вот осину, вербу и крушину не привечали в этот праздник, некоторые отказывались и от лещины. Верба была священным растением вербного воскресенья, осина считалась предательским иудиным деревом, а крушина - деревом, из которого был изготовлен крест для распятия. А травы несли в дом неспроста: они играли обрядовую роль, о которой чуть ниже...

Во поле береза стояла

Береза на троицу играла ту же ритуальную роль, что и елка на РождествоБерезку не только несли в дом, но и увенчивали лентами на лесных полянах, вокруг нее кружили хороводы. Праздник Троицы без березы можно сравнить разве что с Новым годом без елки. Считалось, что береза обладает особой силой, она первая среди других деревьев распускает листья и почки, имеет сильную энергию роста, которой способна наделить и человека. Береза была символом стройности, длинных девичьих кос, олицетворением красной девицы, а Троица на Руси издревле считалась еще и девичьим праздником, праздником языческой златокудрой Лады - богини весны. Девушки в этот праздник готовились к выданью: надевали самые красивые наряды, заплетали ленты в волосы и шли на гулянья.

В березовой роще устраивалась праздничная трапеза, на которой обязательно сносились блюда из яиц - яичница-глазунья или вареные яйца, как символ прихода лета, ясного солнышка. Крестьяне питали надежды на скорое получение первых урожаев и считали, что опасность голода благополучно миновала - Троица обещала в скором времени дары природы и бога: ягоды, грибы, возможности безопасной рыбной ловли. Поэтому люди не скупились - доставали из закромов самые лучшие прибереженные для праздника заготовки, пекли сдобные пироги с курятиной и сладкие караваи. После трапезы вокруг украшенной березки водили хороводы и пели песни, воспевающие березку, одна из хороводных русских народных песен «Во поле береза стояла» известна нам до сих пор. Начиная от Троицы крестьяне во всю гуляли свадьбы. Обряд заплетания кос березе и вплетания лент относится к языческому празднику, который устраивался для ознаменования половой зрелости молодых женщин, нечто сродни совершеннолетия, позволяющего выходить замуж.

В русальную неделю...

Травянистой зеленью украшали образа, щедро устилали полы, этот обряд выполнялся с верой в то, что травы ко времени праздника набрали полную силу, которой могут поделиться с людьми. Кроме того, травы выгоняли со дворов и домов злых духов, защищали семьи от лихого глаза и хворей, помогали выздороветь слабым и болеющим людям и животным. Особенно для троицкой недели был популярен аир, или явор. По весне в период до самой Троицы к берегам рек выносило трупы утопленников, случайно умерших во время таяния льдов. Это страшное обстоятельство послужило поводом к тому, чтобы перед праздником устраивать поминальные дни. Да и у восточных христиан русалки считались женщинами-утопленницами, которые ищут себе до пары среди живых и могут утащить ребенка или мужчину. Люди перед Троицей ходили на могилки, носили цветы покойным родственникам. А вся неделя перед Троицей называлась в народе русальной неделей. Появление утопших тел крестьяне связывали с действием мифических русалок. А чтобы русалки не утопили никого из детей (в период купания они тонули чаще всего), в лесах и по берегам рек в эту неделю раскладывали откупные дары (а сейчас раздают печенье и конфеты за помин души).

По своему содержанию русалочья неделя полностью соответствует языческим праздникам. Присутствовала необъяснимая вера, что в это время русалки выходят из воды на берег (помните, у Пушкина русалка на ветвях сидит?) и, принимая человеческий облик, ходят меж людей. Но если человек один отправиться в лес, на речку полоскать белье или купаться, то русалки смогут защекотать до смерти или заманить в реку и утопить.

Что такое клеченье / клечання / клечення

На Зеленую неделю нельзя было ходить одному в лес или на речку, чтобы не попасться в плен русалкамРусалочья неделя, Зеленая неделя, отмечалась с понедельника по четверг - в этот день начинались проводы русалок, плавно переходящие в поминальную родительскую субботу, а в субботу все шли на кладбища и поминали даже самоубийц. И это тоже неспроста: из языческих ритуалов сохранился обряд «клеченье». До сих пор в некоторых селах Украины слово «клечение» употребляется в смысле «клокотание», «клекот», означающее бурное издавание звуков, похожих на клич летящих журавлей или гусей. Языческий обряд клеченья (от кликать, звать, зазывать) проводился на Зеленой неделе в период, когда начинает цвести и завязывать колосья рожь. Считалось, что на клеченье из-за шуршания трав в доме и колосков в поле, происходит собрание всех умерших родственников на «этом свете», чтобы помочь налиться зерну, чтобы живые не голодали.

Аир, как его еще называли в народе «татарское зелье» имеет очень сильный приятный аромат свежести. Из его прикорневых стеблей делали сладость наподобие восточной - высушивали и засахаривали, лакомство по вкусу не уступало засахаренному корню восточного имбиря. Аир действительно достался крестьянам от татар, точнее от татаро-монгольского нашествия. Татарское зелье монголы считали культовым растением, они свято верили, что водоем, в котором растет аир, чист, и воду из него можно пить без опасений. Поэтому на пути к селам и деревням завоеватели разбрасывали в водоемы кусочки корневища аира, так он и прижился у нас. Наши крестьяне заметили, что даже на болоте в зарослях аира меньше роится насекомых, чем на других берегах. Поэтому аир и стали собирать и стелить на глиняные полы в бедных крестьянских избах, чтобы вывести не только мух и комаров, но даже животных блох. Ведь молодых ягнят, козлят, телят и цыплят, рожденных ранней весной, от холодов прятали в доме вместе с людьми. А животные блохи в отсутствие хозяев легко нападали и на людей. Аир стелили на пол вместе с полынью и чабрецом. Этот способ очень эффективен для изгнания кошачьих и собачьих блох из дома до сих пор, эффективнее лучше других химических репеллентов. Но обряд украшения «клеченнем» домов связывался не с насекомыми, а с поверьем, что пришедшие в дом души умерших смогут спрятаться, вселяясь в травы. Вот почему не вносили в дом осину, вербу и крушину. Спустя 3 дня после Троицы травы выбрасывали или сжигали.

Комментариев нет :

Отправить комментарий